Регистрация товарного знака

Товарный знак - не фейк и не показуха, а реальная возможность защитить бренд своего бизнеса


Что такое товарный знак

Товарный знак — это «обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг». Компании регистрируют свои товарные знаки, чтобы их не могли использовать другие.

ст. 1477 ГК РФ

Товарный знак действует не сам по себе, а в отношении определенной области деятельности, которую выбирает заявитель. В зависимости от вида деятельности компании товарные знаки регистрируют в определенных классах Международной классификации товаров и услуг.

Например, если вы продаете лекарства и регистрируете название «Ромашка» в своем классе, ничего не помешает кондитеру зарегистрировать для себя эту же торговую марку в другом классе.


Виды товарных знаков

В качестве товарных знаков могут быть изображения, фигуры, звуки, слова и слоганы, любые комбинации из этих элементов, все, что может индивидуализировать компанию. Большая часть зарегистрированных товарных знаков - это названия или логотипы.

ст. 1482 ГК РФ

Часто компании регистрируют название и логотип вместе - это возможно, такой товарный знак называют комбинированным.


Преимущества от регистрации товарного знака

Главная причина - безопасность бренда. Когда владелец бизнеса получает исключительные права на товарный знак, уже никто не сможет использовать его обозначение. За использование чужого товарного знака российским законодательством предусмотрен штраф от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.


Кроме того, товарный знак - это нематериальный актив. Его можно оценить и поставить на баланс компании, увеличив ее стоимость, а можно предоставить право использования по лицензионному договору за вознаграждение или продать право работать под ним по договору коммерческой концессии (по франшизе).

Как правило, товарный знак в наше время воспринимается как знак качества. Чем сильнее компания дорожит своей репутацией, тем дороже будет стоить ее товарный знак.


Товарный знак может выступать предметом залога или продажи (по договору отчуждения).


Права правообладателя товарного знака

Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами.

Отметим, что под «использованием» товарного знака здесь подразумевается лишь использование в гражданском обороте и лишь в отношении соответствующих товаров и услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован.


Для каких целей используется товарный знак

Товарный знак имеет простую и понятную цель:

Во-первых, помогает потребителю отличить производителя одного товара от другого.

Во-вторых, является информационным посылом потребителю о том, что, покупая товар с данным товарным знаком, он может быть спокоен за его качество.

Гарантия качества и престиж - причины, по которым конечные потребители готовы переплачивать за проверенные товары или услуги.


Как выбрать товарный знак

Прежде чем начать пользоваться логотипом, словесным обозначением, слоганом или доменным именем сайта, необходимо убедиться в том, что никто не зарегистрировал его раньше, чтобы не платить компенсации правообладателю.

Чтобы узнать, свободен ли товарный знак, необходимо провести предварительный поиск по открытым источникам. При проверке учитывайте также все сходные и похожие знаки.


Полную проверку можно провести на сайте ФИПС. Однако без опыта регистрации хотя бы нескольких сотен товарных знаков сложно интерпретировать результаты поисковой выдачи. Для того чтобы правильно проверить товарный знак, нужно думать, как эксперт Роспатента. Поэтому обычно предприниматели не занимаются регистрацией сами и обращаются в патентные бюро, где патентные поверенные специализируются на этих услугах.


Как зарегистрировать товарный знак в РФ

На территории Российской Федерации регистрацию товарных знаков осуществляет Роспатент (ФГБУ ФИПС). Это государственный орган, который дает заключение о том может быть заявленное обозначение товарным знаком, проверяет его на тождество и сходство и ведет базу всех зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности.

Регистрация обычно занимает 6 - 10 месяцев в зависимости от сложности знака и расторопности заявителя или его представителя. Право приоритетного пользования знаком возникает с момента подачи заявления.

Регистрация товарного знака


Лучше обратиться к патентному поверенному, который поможет пройти процедуру. С его помощью шанс успешной регистрации товарного знака значительно повышается, ведь он по опыту знает, что и как надо делать, чтобы получить согласие на регистрацию от Роспатента (ФГБУ ФИПС).


Чтобы зарегистрировать товарный знак:

1. Выберите вариант названия или логотип, также необходимо проквалифицировать товары и услуги по международной классификации с видами деятельности, которые будет защищать товарный знак.

2. Проведите проверку с патентным поверенным и выберите самый надежный вариант.

3. Заплатите госпошлину за подачу заявки и экспертизу.

4. Подайте заявку в Федеральный институт промышленной собственности при Роспатенте.

5. Отвечайте на запросы экспертизы.

6. Получите решение экспертизы, заплатите пошлину за регистрацию знака.

7. Получите свидетельство на товарный знак.


Срок действия прав на товарный знак

Зарегистрированный товарный знак действует 10 лет на территории всей России. Продлевать знак еще на 10 лет можно бесконечно.

Если компания, которая зарегистрировала товарный знак, не пользуется им три года, другая компания может аннулировать правовую охрану этого бренда и зарегистрировать его на себя.


Что еще нужно учитывать

В каждой стране своя база зарегистрированных товарных знаков так как товарный знак имеет территориальный характер. Нельзя взять и получить правовую охрану товарного знака на весь мир - в каждой стране нужно проходить процесс регистрации заново.


Если вы собираетесь ввезти на территорию Российской Федерации товар из заграницы, необходимо проверить, что этот товарный знак не зарегистрирован в Российской Федерации другим правообладателем. Иначе придется платить штраф.

Нет комментариев
Добавить комментарий